Архивы Башкортостана
Сайт Управления по делам архивов Республики Башкортостан
Сайт Управления по делам архивов Республики Башкортостан
Сайт Управления по делам архивов Республики Башкортостан
Русский
Башкорт
English
Архив музыки
Историко-
генеалогическая
летопись народов края

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
0102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ПАРТНЕРЫ

ШЕЖЕРЕ / ПЕРСОНАЛИИ / Имя в истории... / А /

АКМУЛЛА [(псевд., наст. ф.и.о. Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович

АКМУЛЛА [(псевд., наст. ф.и.о. Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович), 14.12.1831, д.Туксанбаево Кульиль-Минской вол. 12-го Баш. кантона Белебеевского у. Оренбургской губ., ныне Миякинского р-на РБ - 8.10.1895, вблизи жд. ст. Сыростан под Златоустом, похоронен на мусульманском кладбище г.Миасса], классик баш. поэзии, поэт-просветитель. Оказал значительное влияние на развитие каз. и тат. литератур. Имя и т-во А. были широко известны среди туркмен, каракалпаков и др. тюркояз. народов. Род. в семье муллы. По архивным данным установлено, что родной отец А. Камалетдин Искужа улы, мать - Бибиуммугульсум Салимьян кызы, оба башкиры-вотчинники. Легенда о том, что наст. отцом А. является казах по имени Мухамедьяр, не находит док. подтверждения. Нач. образование будущий поэт получил в родной дер., учился в медресе соседних дд. Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в д.Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался разл. ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. Прославился как талантливый поэт-импровизатор. Проповедовал просветительские идеи: утверждал извечное стремление человека к знаниям, прогрессу, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежество, разоблачал произвол и беззаконие властей. В 1867-71 сидел в тюрьме г.Троицка по доносу каз. бая Исянгильде, его обвиняли в уклонении от службы в царской армии. Находясь в заточении, создал одно из наиб. глубоких в соц. плане стих. "Место мое - в зиндане" ("Мэkанем минен - зиндан"). В конце 80-х гг. завершил изв. "Элегию в память о Шигабутдине Марджани", в к-рой выразил идеи в обл. реформы воспитания и образования. А., впервые после Салавата Юлаева, обратился к своему народу со словами "Мои башкиры!", призывая его овладевать знаниями и ремеслами. Значительным достижением нац. поэзии и в целом баш. общ.-философской мысли 2-й пол. 19 в. стало его программное стих. "Назидания" ("Нэсихэттэр").

А. создал самобытную по форме и содержанию поэтическую школу, воздействие к-рой испытали М.Гафури, Ш.Бабич, С.Кудаш, Д.Юлтый, Ш.Аминев-Тамьяни и др. Важную роль сыграл А. в развитии и обогащении языка баш. лит-ры. При жизни А. было напечатано лишь одно его стихотворение. Все др. произв., сохранившиеся в устной и рукописной форме, были собраны и опубликованы после его смерти. Именем поэта был назван сатирический ж. "Акмулла". В 60-90 гг. 20 в. в баш. литературоведении получило развитие самостоятельное науч. направление - акмулловедение. На родине А. - в дер. Туксанбаево Миякинского р-на в 1981 создан Музей М.Акмуллы. Решением Миякинского районного Совета нар. депутатов в 1980 учреждена пр. им. Акмуллы за произв. лит-ры и иск-ва. Ее лауреаты: Р.Шакур (1989), А.Вильданов (1990), Р.Султангареева (1993), Р.Сахаутдинова (1994), Г.Шафиков (1995) и др.

Соч.: Дамелла Шиhабетдин хэзрэтнен мэрсиэсе. Казан, 1892; Аkмелла эфэнденен иншад итдеки мэнзуматы илэ башка бер кач моншэдатене уэ кэндесенен тэржемэи хэлене моштэмил мэжмугэдер. Казан, 1904; Аkмелланын Шиhабетдин эл-Мэржэни мэрсиэсе уэ башkа шигырьлэре. Казан, 1907; Элендер жыйнагы. Алматы, 1935; Шигырзар. Эфэ, 1981; Стихи. Уфа, 1986.

Лит.: Харисов Э.И. Башkорт халkынын эзэби мирасы. Эфэ, 1965; Вилданов Э.Х. Аkмулла - яkтылыk йырсыhы. Эфэ, 1981; Башkорт эзэбиэте тарихы, 6 томда. 2 том. Эфэ, 1991; Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы ХIХ в. М., 1981; Шакур Р.З. Звезда поэзии. Уфа, 1981; Акмулле - 150 лет. Уфа, 1984; КЛЭ в 9 тт. Т.1. М., 1962.

Р.З.Шакуров.

(Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство "Башкирская энциклопедия", 1996).

***

Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович (Акмулла)

 

 

родился 14 декабря 1831 года в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12 Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан.

Год рождения Мифтахетдина указан в материалах VIII ревизии 1834 года, которую проводил в деревне Туксанбаево чиновник 9- го класса Иван Дыннов. После проверки данных переписи на сельском сходе ее подписал юртовый старшина Ахияр Мамбетов. В этих материалах под порядковым номером 20 имеется запись о том, что Мифтахетдину сыну Камалетдина 3 года, и получается что он 1831 года рождения.
Многие исследователи ошибочно указывают местом рождения Акмуллы Уфимскую губернию. Уфимская губерния образовалась в 1865 году путем разделения Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую, когда Акмулле было 34 года. Также ошибочно некоторые указывают местом рождения Зильдияровскую волость. В 30-е годы XIX века башкирской волости под таким именем не существовало. В 1864 году в Оренбургской губернии провели административно-территориальное деление губернии на новые волости. Во время этого деления все башкирские волости, образованные по родоплеменному признаку, были заменены образованными по территориальному признаку. И деревня Туксанбаево вместе с восемью другими деревнями была включена в состав вновь образованной Зильдияровской волости. Эти преобразования произошли когда Акмулле было уже 33 года. В бассейне реки Дема проживали башкиры племени мин. В одну из 12 волостей племени мин, а именно в Кульиль-Минскую входила деревня Туксанбаево, где родился Акмулла. В состав этой волости в 1795 году входило 12 башкирских деревень, а в 30-е годы XIX века - 31 деревня.
Название деревни Туксанбаево произошло от антропонима Туксанбай. В конце XVIII века тут проживал Туксанбай Араптанов, а также до 1822 года его сын сотник Уразгильде Туксанбаев. Деревня была небольшой: в 1795 году там проживало 15 семей, в 1816, 1834, 1850, 1859 годах количество семей не превышало 20. И хотя количество семей не увеличивалось, население деревни росло: в 1795 году состояло из 61, в 1816 году - 124, 1834 году - 167, в 1850 году - 205, в 1859 году из 232 жителей.
Туксанбаево - деревня башкирских вотчинников. Пользуясь правами вотчинников, жители деревни в 1789 году отдали в аренду, сроком на 35 лет, свои земли в долине реки Камышлы русским крестьянам. В 1794 году вотчинники Кульиль- Минской волости продали часть своей земли в долине реки Агидель сержанту Хлебникову. Среди башкир, участвовавших в сделке от имени жителей волости, есть имена жителей деревни Туксанбаево Батырши Алдарова и Туксанбая Араптанова (МИБ, т.5, стр. 198-199, 338). Все жители деревни Туксанбаево были башкирами. Об этом можно судить по материалам ревизий, проведенных в XIX веке. И только в материалах V ревизии показано, что в 1795 году в Туксанбаево переселился из деревни Абдрашитово ясачный татарин Абдул Уразаев с двумя сыновьями. А в материалах ревизий 1816, 1834 годов ни Уразаев, ни его сыновья в списках жителей деревни не указаны. Видимо вернулись в свою деревню. В материалах VIII ревизии 1834 года в деревне Туксанбаево показано, что там проживало 132 вотчинника и 35 башкир-припущенников из сарали-Минской волости Мензелинского уезда. Первы раз по договору от 17 февраля 1747 года вотчинники приняли к себе башкир из Сарали-Минской волости Ногайской дороги. В тексте говорится, что "в 1774 году подали они в Уфимскую провинциальную канцелярию челобитье и з тамгами нашими письму припустили мы Бялкур и Сафар с товарыщи, на свою вотчинную землю по Деме и по Белой рекам Ногайской дороги Сарали-Минской волости родственниковсвоих- старшину Рахматуллу Саркина .... с тов. с детьми и племянниками для поселения дворами. Зелею владеть вечно из платежа в казну ясака по 4 куницы, по полубатман меду повсягодно, остальной ясак платить нам, Бялкуру и Сафару с товарыщи". Это были соседи, получившие впоследствии равные права с вотчинниками. По договору 8 апреля 1793 года туксанбаевцы приняли к себе башкир из деревни Сарсаз-Такирмен Сарали- Минской волости, но не из Ногайской дороги, а из будущего Мензелинского уезда Казанской дороги. Деревня Туксанбаево сначала входила в состав 7 кантона, затем 12 кантона, 13 кантона 28 юрты. С 1865 года входила в состав 14 юрты 22 кантона.
Жители Деревни Туксанбаево принимали участие в Отечественной войне 1812 года против войск Наполеона. На полях сражений героически погибли Курмангул Давлетшин (1789 г.р.), Муатша Алдаров ( 1784 г.р.), Бикчентай Исламгулов (1788 г.р.), Исламгул Миндекаев (1783 г.р.), Давлетша Алдаров, которого все считали погибшим, вернулся в родные края в 1817 году.
В материалах IX ревизии1850 года, которую в деревне Туксанбаево проводил белебеевский мещанин Дулесов, имеется запись о том, что Мифтахетдин с 1 февраля 1850 года находится в тюрьме. Перепись проходила 30 июня 1850 года. Значит, он уже сидел 5 месяцев, когда он вышел, за что сидел до сих пор не известно.
Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. В 1867-1871 гг. сидел в тюрьме города Троицка по доносу казахского бая Исянгильде, его обвиняли в уклонении от службы в царской армии.
Акмулла умер 8 октября 1895 года вблизи железнодорожной станции Сыростан под Златоустом. Похоронен на мусульманском кладбище города Миаса.
Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.
Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объему. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк. Однако, многие произведения поэта (сэсэна) или еще не найдены, или, возможно, к сожалению, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины. Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. В условиях нашего края той эпохи издание книги вряд ли было возможным для своенравного поэта-скитальца, большую часть своей жизни проведшего в странствиях по бескрайним степным просторам родного Урала, Казахстана, добывавшего себе средства на жизнь нелегким трудом учителя, мастера-плотника и столяра. Стихи поэта распространяются в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия "Памяти Шихабутдина Маджани" была издана отдельной книгой в Казани. Эта маленькая книга, к сожалению, оказалась первым и последним прижизненным изданием произведений поэта.
Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами "Мои башкиры!". Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: " Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои.". Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в условиях Башкирии и Казахстана. Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он еще не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Вообще в философских взглядах Акмуллы "центральное место занимает вопрос о месте знаний в жизни общества. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие трудового народа можно устранить путем просвещения". В стихотворении Акмуллы "Назидания" проявились "необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко заглянуть в человеческую душу, его понимание законов жизни и бытия, божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек".
Какие же качества должен иметь сын человеческий? Поэт убежден, что их должно быть семь. Это совесть, честность, ум, благодарность, порядочность, терпение, страсть. В жизни, первое, совестьнужна, совестливость, Совестливость как божья дается на милость. Мало молвить с усердием: "Прости меня, Боже", Молча совесть блюсти в себе-много дороже.
Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя читота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка-наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.
Тюркский мир знает немало выдающихся и великих поэтов, чье творчество стало всеобщим достоянием человечества. Мифтахетдин Акмулла - один из таких поэтов. Он меньше их всех известен в мире нетюркских народов. Причина - долгое забвение поэта; то, что ведущие переводчики обходили его своим вниманием. Жизнь и судьба поэта, долгие десятилетия оставались тайной за семью печатями. Только в последнее время сделана попытка воссоздать пеструю и сложную биографию поэта.
Мы горды тем, что Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в нашей Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошел жизненный путь Акмулла - все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.

* * *

Шежере
башкирского поэта и просветителя
Мифтахетдина Акмуллы

1 Ишбулды
~
2 : 1 Ишкужа (1768-1843), указной мулла; первая жена Шагарбану, 1783 г.р., вторая жена Хасиба, 1793 г.р.
~
3 : 2 Фазылниса*, 1800 г.р.
4 : 2 Камалетдин*, 1805 г.р., указной имам; первая жена Бибиуммугульсум Салимьянова, 1809 г.р.; вторая
жена сахиба Бакирова, 1814 г.р.; третья жена Мухадис Хибатуллина, 1825 г.р.; четвертая жена
Туйхылу Тухватуллина, 1826 г.р.
5 : 2 Шамсиниса*, 1810 г.р.
6 : 2 Хуснутдин*, 1814 г.р.; жена Гульбина Азнабаева, 1829 г.р.
7 : 2 Шамситдин, 1814 г.р.; жена Фаткия Курбангалина, 1823 г.р.
8 : 2 Фахерниса, 1819 г.р.
9 : 2 Шарафетдин, 1822 г.р.; первая жена Бика Забирова, 1803 г.р., вторая жена Аскапьямал Котлобулатова,
1835 г.р.
10 : 2 Сафиза, 1823 г.р.
11 : 2 Гильман, 1836 г.р.; жена Магиуфура Сулейманова, 1838 г.р.
~
12 : 4 Мифтахетдин* (Акмулла), род. 14 декабря 1831г., умер 8 октября 1895 г.
13 : 4 Гульниса*, 1833 г.р.
14 : 4 Ахмади****, род. 10 февраля 1855 г.
15 : 6 Мукфина, 1850 г.р.
16 : 6 Губайдулла, род. 1 ноября 1855 г.
17 : 7 Гимазитдин, 1845 г.р.
18 : 7 Ямалетдин, 1853 г.р.
19 : 7 Хаерниса, 1856 г.р.
20 : 9 Бадретдин**, род. 4 ноября 1858 г.
21 : .....

(*- дети от первой жены, **-дети от второй жены и т. д.)
 

(по материалам сайта "Генеалогия и архивы"  ).

Разработка сайта
ООО "Медиалюкс"
Создание сайта
ООО "Кубиарт"
CopyRight © 2013 Управление по делам архивов Республики Башкортостан.
При частичном или полном воспроизведении материалов с настоящего сайта ссылка на него обязательна.