Архивы Башкортостана
Сайт Управления по делам архивов Республики Башкортостан
Сайт Управления по делам архивов Республики Башкортостан
Сайт Управления по делам архивов Республики Башкортостан
Русский
Башкорт
English
Архив музыки
Историко-
генеалогическая
летопись народов края

АРХИВ НОВОСТЕЙ

<< Июнь  >>  << 2018 >>
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930

ПАРТНЕРЫ

Архивное дело /

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федерального архивного агентства в 2009 г. и на период до 2012 г. (Москва, 2009)

Доклад

о результатах и основных направлениях деятельности
Федерального архивного агентства в 2009 г. и на период до 2012 г.
(Москва, 2009)
Введение
Федеральное архивное агентство (далее - Росархив) в соответствии с действующим законодательством является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области архивного дела и управлению федеральным имуществом, включая около 42,0 млн. единиц хранения архивных документов.
Подведомственные Росархиву федеральные архивные учреждения, перечень которых утвержден распоряжениями Правительства Российской Федерации от 5.01.2005 № 5-р и от 27.04.2005 № 489-р), играют важную роль в формировании информационного общества, в то же время составляя существенную и незаменимую часть историко-культурного наследия народов России. Предоставляя доступ к официальной информации федеральных органов власти и организаций, они содействуют решению задач социально-экономического развития страны, способствуют развитию гражданского общества и эффективному государственному управлению. Ежегодно их услугами, в том числе и в режиме удаленного доступа, пользуются сотни тысяч российских и иностранных граждан. Сохраняя и приумножая свои собрания, федеральные архивы также служат и будущим поколениям россиян.
Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности
В среднесрочной перспективе стратегическая цель деятельности Росархива - "Обеспечение хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в интересах государства, общества, сегодняшнего и будущих поколений российских граждан" - останется неизменной, в полной мере соответствуя основным функциям государства, выполняемым на постоянной основе, и приоритетам, определенным посланиями Президента Российской Федерации и программой социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В частности, она направлена на реализацию следующих стратегических целей Правительства Российской Федерации:
1.3. Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развития;
4.6. Развитие культурного и духовного потенциала (как основы целостности, устойчивости и динамичного развития страны).
Правовым основанием деятельности Росархива являются: Конституция Российской Федерации; закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 № 1761-I; Законы РФ: "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15.04.1993 № 4804-I, "О государственной тайне" от 21.07.1993 5485-I; федеральные законы: "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 № 143-ФЗ, "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ, "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 № 125-ФЗ, "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ; Указ Президента РФ "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10.01.2000 № 24; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895; постановления Правительства РФ: от 20.02.1995 № 170 "Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР", от 26.12.1995 № 1253-68 "Об обеспечении создания единого Российского страхового фонда документации", от 29.01.1999 № 107 "О подписании Соглашения о принципах и формах взаимодействия государств - участников Содружества Независимых государств в области использования архивной информации", от 15.03.1999 № 283 "О федеральных государственных архивах", от 17.06.2004 № 290 "О Федеральном архивном агентстве", от 08.12.2005 № 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы") (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2009 № 23), от 11.07.2005 № 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"".
Достижение названной цели, относящейся исключительно к компетенции Росархива, предполагает решение двух взаимоувязанных тактических задач, охватывающих в целом всю установленную для агентства сферу деятельности.
Первая из них - Создание условий для вечного сохранения и развития информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации как важной составной части государственных информационных ресурсов и историко-культурного наследия, а также распространения лучшего опыта и стандартов хранения - обеспечивает достижение цели Правительства Российской Федерации 1.3.4. "Развитие и удовлетворение потребностей в информации" в части сохранения информационных носителей, создания автоматизированных информационно-поисковых систем и непосредственного поиска по заявкам потребителей ретроспективной архивной информации.
Вторая - Удовлетворение потребностей всех категорий пользователей в услугах архивов и реализация прав граждан на получение и использование информации, содержащейся в документах Архивного фонда Российской Федерации - обеспечивает достижение целей Правительства Российской Федерации 1.3.2. "Расширение возможностей для духовного развития и доступа к культурному наследию" (в части обеспечения доступа всех заинтересованных юридических и физических лиц к архивным документам через читальные залы федеральных архивов и посредством представления их оцифрованных образов в информационных сетях), 4.5.2 "Повышение качества государственных услуг" и 1.1.8 "Повышение доступности и качества предоставляемых населению государственных услуг" (в части предоставления доступных для всех категорий граждан и отвечающих их потребностям архивных услуг, прежде всего связанных с обеспечением конституционных прав и свобод).
Программно-целевая структура Росархива представлена в Приложении 6. Целевые значения показателей общественно значимых результатов деятельности Росархива до 2012 г. с их разбивкой по годам даны в Приложении 1.
Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов
Финансирование Росархива в 2008 г. осуществлялось в полном объеме средств федерального бюджета, предусмотренных действующими на его начало нормативными правовыми актами, перечень которых представлен в Приложении 2. Дополнительно к этому в течение отчетного года первоначальные лимиты бюджетных обязательств были увеличены соответствующими федеральными законами на 39,1138 млн. руб. и еще на 8,9765 млн. руб. на повышение оплаты труда работников подведомственных федеральных архивных учреждений, оплату земельного налога, а также переподготовку кадров.
В соответствии со ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации в федеральный бюджет поступили сборы в сумме 300 руб., взысканные с граждан при их непосредственном обращении в Росархив, за проставление заверительной подписи особого образца (апостиля) на направляемые в установленном порядке за рубеж архивные справки и копии архивных документов.
В 2009 г. лимиты бюджетных обязательств доведены с сокращением на 15 % относительно первоначальных бюджетных ассигнований Росархива.
Раздел 3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность
В 2008 и текущем 2009 гг. достижение намеченной стратегической цели и направленных на это тактических задач осуществляется посредством реализации 5-и аналитических ведомственных программ.
Выполнение 1-ой тактической задачи обеспечивается тремя аналитическими программами:
·         "Снижение угроз утраты архивных документов федеральной собственности и/или содержащейся в них информации";
·         "Обеспечение качественного комплектования федеральных архивов и сохранности хранящихся в них архивных фондов";
·         "Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов".
Первая из них представляет собой группировку мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" (далее - ФЦП "Культура России"), направленных на повышение уровня безопасности документальных фондов федеральных архивов, и предполагает возведение ряда объектов архивной инфраструктуры федеральной собственности, оснащение зданий федеральных архивов современными системами охранной сигнализации, реставрацию и изготовление страховых копий уникальных и особо ценных единиц хранения архивных документов федеральной собственности, модернизацию технологического, лабораторного и компьютерного оборудования федеральных архивов, упорядочение архивных документов негосударственных организаций и приобретение в собственность государства особо ценных документальных коллекций во избежание их гибели или вывоза за рубеж, а также обеспечивающие это направление программные НИОКР.
Во вторую программу условно сконцентрированы затраты на текущее содержание федеральных архивных учреждений, включая расходы на комплектование федеральных архивов, обеспечение сохранности хранящихся в них документов, поддержание в архивохранилищах нормативных условий хранения и т.п. В целом ее реализация позволяет обеспечить постоянное (вечное) хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, сконцентрированных в федеральных архивах, а также возможность предоставления государственных услуг в области архивного дела сегодняшнему и последующим поколениям российских граждан.
Мероприятия последней из названных программ носят комплексный характер, позволяя, с одной стороны, снизить угрозу возникновения пожара путем реконструкции выработавших свой ресурс электросетей и оборудования зданий федеральных архивов, замены деревянных стеллажей на металлические, проведения специальной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных и других помещений федеральных государственных архивов, организации пожарно-профилактического обслуживания архивных объектов федеральной собственности сотрудниками ГПС МЧС России, с другой - минимизировать ущерб в случае возникновения пожара за счет установки современных систем пожарной сигнализации и автоматики, а также оснащения федеральных государственных архивов нормативным комплектом первичных средств пожаротушения и защитным снаряжением. В целом их реализация должна свести до минимума возможности возгорания архивных объектов и как следствие - исключить утраты и повреждения архивных документов и имущества, находящихся в федеральной собственности, а также обеспечить гарантированные Конституцией права граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации и выполнение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств в соответствии с принятыми ЮНЕСКО Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. и Рекомендациями об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 г., согласно которым каждое государство несет моральную ответственность за охрану и сохранение движимых культурных ценностей, включая архивные документы, перед всем мировым сообществом.
На решение 2-ой тактической задачи Росархива направлены аналитические программы:
·         "Совершенствование системы использования ретроспективной архивной информации";
·         "Организация оказания информационных услуг на основе документов Архивного фонда Российской Федерации".
Первая из них включает мероприятия ФЦП "Культура России", связанные с одной стороны с использованием архивных документов (проведение историко-документальных выставок, подготовка к изданию сборников архивных документов), с другой - с обеспечением свободного доступа всех категорий пользователей к хранящимся в архивах информационным ресурсам и поисковым средствам, в том числе в режиме удаленного доступа посредством сети Интернет (рассекречивание архивных документов, поддержка Интернет-сайта "Архивы России", создание электронных каталогов и баз данных архивных описей, а также обеспечивающие это направление программные НИОКР).
Вторая аналитическая программа включает в себя затраты на информационное обслуживание Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов власти всех уровней на основе документов, хранящихся в федеральных архивах, а также исполнение тематических и социально-правовых запросов, поступающих в федеральные архивы от юридических и физических лиц. Кроме того, в рамках данной программы учитываются расходы по обеспечению работы читальных залов федеральных архивов и созданию научно-справочного аппарата к архивным фондам.
В непрограммную деятельность Росархива входят мероприятия ФЦП "Культура России" по укреплению корпоративных связей российских и зарубежных архивистов, проведению конкурсов научных работ в области архивоведения, информационное обеспечение названной ФЦП, средства, выделяемые по ФЦП "Жилище", и косвенные затраты, включающие оплату транспортных услуг и частично услуг связи, командировочные и представительские расходы, налоговые выплаты, закупку мебели и хозяйственных товаров для нужд аппарата Росархива, оплату независимых экспертов, а также взносы в международные организации и т.п.
Фактические и целевые значения показателей, характеризующих результаты деятельности Росархива и подведомственных ему учреждений, распределенные по тактическим задачам и соответствующим им бюджетным целевым программам, а также краткая характеристика непрограммной деятельности представлены в приложении № 4.
Раздел 4. Распределение расходов по целям, задачам и программам
Распределение бюджетных расходов Росархива по тактическим задачам и программам представлено в Приложении 5.
Исчисление объемов затрат по тактическим задачам осуществлялось посредством суммирования расходов на реализацию соответствующих каждой из них бюджетных программ. При этом в расчет объемов расходов на ту или иную программу включались как прямые затраты (непосредственные расходы на их реализацию), так и частично косвенные расходы, в частности - денежное содержание профильных структурных подразделений аппарата Росархива, обеспечивающих реализацию соответствующих программ.
Раздел 5. Результативность бюджетных расходов
Вследствие необходимости выполнение решения Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов (протокол от 17.07.2007 № 3), касающегося повышения приоритетности задачи по оцифровке архивных и музейных фондов, повлекшее определенное перераспределение бюджетных средств на финансирование соответствующих работ, в 2008 г. не удалось достигнуть намеченного значения по главному целевому показателю деятельности Росархива - "Доля документов федеральных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение". Это, соответственно, стало причиной определенной корректировки в сторону уменьшения значений данного показателя и на плановый период.
Помимо этого, достижение запланированного результата по показателю 2.1. по прежнему затрудняется остающимся на высоком уровне количеством социально-правовых запросов граждан, поступающих в федеральные архивы, а также значительным (27 %) некомплектом штатной численности федеральных архивов, вызванным низкой оплатой труда их работников. В связи с этим в конце 2008 г. Росархивом приняты дополнительные организационные и финансовые меры по исправлению данной ситуации.
По остальным показателям в течение года получены либо запланированные, либо несколько превышающие результаты. При этом пересмотрены в сторону увеличения плановые значения показателя 1.1. в связи со значительным его перевыполнением в 2008 г. Вместе с тем, низкая динамика их роста объясняется недостаточным текущим и программным финансированием Росархива, что тем самым ведет к увеличению рисков утери архивных документов федеральной собственности и/или имеющейся в них информации как непосредственно в федеральных архивах, так и федеральных организациях - источниках их комплектования.
Планируемый в 2011 г. значимый рост основного целевого показателя, а также показателя 1.3 обусловлен намечаемым на это время вводом в эксплуатацию архивохранилища Российского государственного архива экономики (РГАЭ). До этого же момента отсутствие свободных площадей для приема документации из федеральных органов государственной власти и подведомственных им учреждений - источников комплектования федеральных архивов обуславливает тенденцию к снижению показателя 1.3.
Ключевыми рисками деятельности Росархива в среднесрочном периоде будут оставаться:
·         невозможность выполнения своих основных задач по сохранению архивных документов, сконцентрированных в федеральных архивах и обеспечению к ним доступа пользователей, а также по предоставлению государственных услуг на основе этих документов вследствие недостатка в финансовых, человеческих и технологических ресурсах;
·         невозможность приема в федеральные архивы в установленные сроки документов федеральных органов власти и подведомственных им организаций вследствие отсутствия свободных площадей;
·         возможные финансовые ограничения, вызванные осложнением финансово-экономической ситуации в стране;
·         невозможность передачи профессиональных знаний и навыков из-за крайне малого числа молодых специалистов, приходящих на работу в федеральные архивы.
С точки зрения экономической эффективности результативность бюджетных расходов может быть оценена, в целом, как удовлетворительная - полученные непосредственные результаты основной деятельности Росархива по обеспечению сохранности, учету, комплектованию и использованию архивных документов федеральной собственности пропорциональны произведенным на них затратам и в целом соответствуют уровню прошлого года (с учетом инфляции).
 
Приложения к докладу
Приложения NN 1-4, 6
Приложение N 5

(с сайта "Архивы России").
 

Разработка сайта
ООО "Медиалюкс"
Создание сайта
ООО "Кубиарт"
CopyRight © 2013 Управление по делам архивов Республики Башкортостан.
При частичном или полном воспроизведении материалов с настоящего сайта ссылка на него обязательна.